Наталья Воробьева: Больше дерзать!

Наталья Воробьёва — пожалуй, одна из самых «разножанровых» актрис Драматического театра. Ей подвластны и роли свойских девчонок, и образы серьезных дам. Афишу нового спектакля «Пижама на шестерых» тоже украшает её имя. Там Воробьева играет Брижжит — уже обожаемый зрителями забавный образ.Актрисой Наталья Воробьева хотела стать давно, с самого детства. Но сбылась ее мечта не сразу. К актерскому диплому наша героиня шла долго.

Родилась Наталья в городе Городец Горьковской (тогда ещё) области. В 1975 году ее родители переехали в Набережные Челны работать на заводе «Камаз». Именно там, на реке Каме, Наталья Воробьева стала заниматься в школьном самодеятельном театре. Первый юношеский поцелуй состоялся именно на сцене.

Окончив школу, она решила поступать в театральный институт. Как любая выпускница, хотела в Москву. Поехала. И, как говорит сама актриса, «естественно провалилась». Но Наталье, в связи с фактурой, рекомендовали поступить на курс к режиссеру питерского ТЮЗа З. Я. Корогодскому. Дело в том, что Воробьева невысокого роста и очень стройная. А где, как не в ТЮЗе нужны такие актеры?!

Опять незадача: профессор Корогодский в тот год курс не набирал. Тем не менее, наша абитуриентка не сдалась, осталась в столице, поступив в педагогический университет им. Ленина. Да еще на физико-математический факультет! «Туда был самый маленький конкурс, и я решилась, — говорит Наталья Юрьевна, — Очень уж тогда привлекала жизнь в общежитии, жизнь в Москве! Отучилась я там 3 года, без троек даже. Вечерами носилась по театрам». В педуниверситете Воробьева посещала студию театрального искусства, без всякой скромности требовала роли. Вобщем, и там жила театром.

А мечта осталась. И, как девчонка волевая, Наталья снова поехала в Санкт-Петербург. К Корогодскому. Поступать. «Как сейчас помню, — рассказывает Наталья, — сижу с бутербродом на скамейке около театра, и идет толпа. Лицо Зиновия Корогодского я узнала сразу, но засмущалась и не подошла. От волнения заревела даже! Меня успокоил актер Николай Иванов. Взял с собой, довел, познакомил с Корогодским. А тот пригласил на свой курс, но только через два года». А это уже поздно. Наталья Воробьева пыталась поступать еще. Родители удивлялись рвению дочери, но папа однажды прислал телеграмму, мол «Дочь, заканчивай свое турне по России!».

В театральный институт нашей героине удалось поступить только на третий год. Наталья забрала документы из столичного МГПИ и вновь совершила путешествие из Москвы в Петербург. Позже даже мама приедет поддержать дочь вместо запланированного отпуска на юге.

Денег к тому времени хватило только на билет, не было даже на гостиницу, чтоб переночевать. Было страшно, но Наталья не сдалась. Купила в магазинчике печенье и сок и отправилась в типичный питерский дворик «колодцем» перекусить. Фортуна вновь улыбнулась нашей героине. Проходившая мимо добрая женщина приютила незнакомую девушку у себя. Дала «открывалку», чтобы открыть бутылку с соком, потом угостила деревенской сметаной, а когда узнала, что бедняжке негде ночевать, оставила в своей квартире до утра. «Такие люди только в Питере остались, — вспоминает эту историю Наталья, — у них после блокады какие-то гены другие стали. Каждому готовы помочь».

С утра девушка отправилась на вступительные экзамены. Наконец, судьба наградила Наталью зачислением в Ленинградский Государственный Институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Отучилась она 5 лет, успешно закончила студенческие мытарства и устроилась на работу в детский Театр сказки на Неве. «Надо больше дерзать, — убеждена Наталья Юрьевна, — из двух курсов выпускников в театре работают только двое. Необходимо искать, пытаться, пробовать. А главное — не бояться!»

В студенческие годы Наталья вышла замуж за вологодского парня. Приезжала сюда, смотрела спектакли Гранатова и загорелась новой мечтой — работать у этого режиссера. Так Наталья Воробьева и переехала в Вологду. У актеров-новичков занятость в театрах небольшая, поэтому в 90-м году Воробьевой удается сняться в кинофильме «По ком тюрьма плачет». Пробы она прошла, когда жила еще в Питере, но на съемки в Одессу уехала уже из Вологды.

С 1998 года Наталья работает в Вологодском драматическом театре, и давно уже стала любимицей публики. Воробьева обрела творческое взаимопонимание с главным режиссером, художественным руководителем театра Зурабом Нанобашвили. «Это режиссер, который заставляет находить в себе что-то неожиданное, раскрываться по-новому, — говорит Наталья. — Он ломает мои личные штампы, стереотипы, которые так мешают и в профессии, и в жизни. Может быть, это совпадение, но роли, что дарил мне Зураб Анзорович, буквально спасали меня в личном плане… Бесконечно добрый человек, всегда готовый поддержать».

Работа кипит. Актриса задействована во многих спектаклях из репертуара Драмы. Это и Химка из «Бальзаминов, Бальзаминов!..», и Пэк из «Сна в летнюю ночь», и неожиданная роль Мартирио в спектакле «Дом Бернарды Альбы», и роль 15-летней девочки Анны Франк в «Дневнике Анны». Наталья любит свои роли, ей нравится играть в спектаклях, где есть конфликт, где персонажи преодолевают себя, где роль не пустая.

Сегодня Наталья Воробьёва с удовольствием играет забавную и ловкую кухарку Брижитт в «Пижаме для шестерых». «Это та редкая женская роль, которые мне достаются не всегда» — делится актриса.

У Натальи Юрьевны есть сын Егор, которому скоро исполнится 12 лет. Он критикует мамины спектакли, а в похвале сдержан. Был почти на всех постановках. Наталья не хочет делать из сына актера, тем не менее, он занимается в студии театрального искусства, увлекается плаванием и английским языком. «Чтобы был под присмотром хороших педагогов, ведь я успеваю уделять семье очень мало времени», — сожалеет Наталья. Теперь и мама Натальи Воробьевой живет в Вологде, но на творения дочери ходит не часто. Наверное, очень волнуется и переживает во время спектакля.

Наталья Воробьева — удивительно увлеченный, энергичный и позитивный человек. Помимо основной работы она преподает актерское мастерство в Театре молодого актера, наслаждается путешествиями и поездками на гастроли. Актриса побывала с семьей в Чехии, Турции, Германии и мечтает еще о многих странах. Наталья любит читать. Глупые бульварные книжки — не для нее. Предпочитает исторические романы и детективы. Последнее из прочитанного ею — книга Ирвин Во — очень острые и ироничные произведения с английским юмором.

На вопрос, как Наталья отмечала 8 марта, героиня ответила, что ходила с семьей и «питомцами» из Театра молодого актера на фильм «Любовь-морковь» и на акцию в поддержку кандидата в депутаты. Точнее, это был концерт без всяких агитаций и транспарантов, праздничный и веселый.

Спустя много лет Наталья не жалеет о покинутой Северной столице. Вологда стала родным и любимым городом, ведь здесь творчество, семья и друзья.
Наталья Воробьева открыла нам свой секрет успеха. «Жить и радоваться жизни, стараться во всем найти положительное, не делать никому зла и никогда не унывать!».
У молодой профессиональной актрисы многое еще впереди, но с таким жизненным кредо мы уверены, что Наталью Воробьеву будет во всем ждать успех.

Проникалась актерской энергетикой Олеся СЛЕМНЁВА

"Парк культуры и отдыха", № 23 от 12.03.2007г.

«КОГДА В ТЕБЯ ВЕРЯТ, НИЧТО НЕ КАЖЕТСЯ НЕВОЗМОЖНЫМ»

Незадолго до подведения итогов конкурса на присуждение ежегодных театральных премий, учрежденных Вологодским региональным отделением Союза театральных деятелей России, мы встретились с актрисой Вологодского драматического театра Натальей Воробьевой, трижды лауреатом премии имени Марины Щуко и председателем жюри нынешнего конкурса.

- Наталья, расскажите о ролях, за которые Вы были удостоены премий им. Марины Щуко. Это особенные роли? Чем они важны для Вас?

– Я была лауреатом в трех разных номинациях, можно сказать, «по нарастающей». Все эти три роли очень разные и для меня действительно особенные. Первый раз мне присудили премию за эпизодическую роль – роль Химки в спектакле «Бальзаминов, Бальзаминов!..». Затем была роль второго плана – Пэк в комедии «Сон в летнюю ночь». Это была уже совсем другая работа – создание образа сказочного, волшебного существа. Лучшей женской ролью первого плана была признана роль Анны Франк в драме «Дневник Анны» – психологически сложный, трагический образ.
В работе над любой ролью меня привлекает прежде всего необходимость сделать что-то новое, необычное, ранее не испробованное. Очень интересной в этом плане оказалась роль Пэка. «Сон в летнюю ночь» – яркий карнавальный спектакль, и мой персонаж должен был излучать озорное веселье, заставить зрителя поверить в сказку. Зураб Анзорович Нанобашвили как режиссер-постановщик поставил передо мной задачу сыграть чудо, а когда в тебя верят, ничто не кажется невозможным – идешь и делаешь чудо. Мне придумали парик с ушками, которыми я научилась шевелить при помощи ниточек, привязанных к пальцам. В руках у меня постоянно должен был быть большой мяч. Я и на пальце его крутила, как циркач, и кувыркалась через него, хотя поначалу всего этого очень боялась. Теперь я всегда играю Пэка с большим удовольствием.
В ходе работы над спектаклем «Дневник Анны» необходимо было познакомиться с реальной исторической основой сюжета пьесы. Дневник Анны Франк меня поразил. Это не просто уникальный документ, это наглядное свидетельство того, что неистребимая жажда жизни и любви живет в человеке несмотря ни на что. Люди прячутся на чердаке – прячутся от тех, кто внизу, от всего враждебного мира. Им постоянно угрожает опасность быть обнаруженными. Даже на секунду представить такое страшно. А ведь они прожили так два года, при этом дети учились, взрослели, влюблялись… Это очень трепетная и трогательная история, поэтому, наверное, я так люблю этот спектакль, каждый раз волнуюсь перед выходом на сцену. Я благодарна режиссеру-постановщику, который доверил мне сыграть подростка, хотя взрослому человеку нелегко вернуться в свою юность. Благодарна партнерам по спектаклю, которые поддерживали меня и помогали не терять веру в себя, так как играть историческую личность вдвойне ответственно.
Для меня очень важна эмоциональная наполненность роли, поэтому даже если в спектакле нет истории любви, я ее придумаю. Так было, например, с Химкой в спектакле «Бальзаминов, Бальзаминов!..»: Зураб Анзорович пошел мне навстречу и помог сыграть тайную влюбленность горничной в Бальзаминова, который ухаживает за ее хозяйками. Тема любви, на мой взгляд, придает особое звучание любой постановке, раскрывает совершенно неожиданные грани любого образа.

- Что дает актеру участие в конкурсе?

- Во-первых, для актера важен уже тот факт, что театр выдвигает его роль на соискание премии: это значит, что он победил в этом году в своем, внутритеатральном, конкурсе. Если человека выбирают номинантом на премию, значит, он сделал большой шаг вперед в своем профессиональном росте. Это очень престижно и в то же время волнительно, как и всякое соревнование. Конкурс заставляет сравнить себя с другими номинантами, выдвинутыми от других театров, понять, на каком творческом уровне ты находишься.

– В этом году Вы во второй раз стали членом жюри – после того как побывали во всех ипостасях лауреата. Как Вы себя ощущаете в этой роли?

– Честно говоря, мне нравится быть членом жюри. Это дает возможность посмотреть спектакли других театров, потому что обычно в ходе театрального сезона на это не хватает времени. Но, конечно, оценивать, судить – работа очень ответственная, потому что нужно быть объективной, несмотря на личные симпатии.

– В жюри конкурса входят люди не актерских профессий – как они подходят к оценке номинантов?

– Думаю, что они оценивают работу актеров с позиций людей интеллигентных, знающих и любящих театр.

– В этом году условия конкурса несколько изменились: теперь в рамках одной номинации театр выдвигает только одного актера. Чем это вызвано?

– В составе жюри 11 человек. Приз получает тот из номинантов, кто наберет 6 голосов. Когда театры выдвигали по два или три претендента на премию, членам жюри приходилось оценивать в рамках одной номинации по четыре-пять человек и в результате ни один из номинантов не получал того количества голосов, которое необходимо для присуждения премии. Были годы, когда премии за лучшую мужскую или женскую роль не присуждались. Поэтому и было принято решение выдвигать одного актера от театра.

- Впереди фестиваль «Голоса истории». Два спектакля, за игру в которых Вы были удостоены премий имени М. Щуко, были участниками фестивалей. Расскажите, какова, с точки зрения актера, игра на открытом воздухе?

– Это очень непривычно и необычно. Листва шумит, птицы поют, ветер дует, слышны звуки улицы – голоса людей, машины. Репетиции проходят ночами. Но во всем есть какая-то особая прелесть. Сам спектакль получается совершенно другим, нежели тот, который после фестиваля переносится на большую сцену. «Сон в летнюю ночь», который мы играли в парке, наполнился удивительным ощущением: все волшебные персонажи – эльфы, Оберон – словно оказались в их естественной среде обитания, и декорации очень органично вписались в окружающую природу. Когда показывали «Дневник Анны» на крыше драмтеатра, создавалось необыкновенное впечатление открытости всему миру – небу, звездам, ночи, – и это очень помогало сыграть ощущение замкнутости, тревоги, которую переживают люди, запертые на чердаке.

– Ваша любимая роль в спектаклях, в которых Вы сейчас заняты, и роль, о которой Вы мечтаете?

– Самые любимые роли – это Анна Франк, это Пэк, это Мартирио из «Дома Бернарды Альбы». В последнем спектакле Валерия Анатольевича Бартосика «Пижама для шестерых» с удовольствием играю комедийную роль. А в будущем хотелось бы поработать над чем-то новым, неожиданным и необыкновенным. Мне необходимо ощущение внутренней борьбы, внутренней работы, движения вперед.

Беседовала Светлана Гришина
cultinfo.ru

 
Александр Чупин актёр театра Сайт драматического театра
Используются технологии uCoz